Тарасенко Анастасия Юрьевна,

учитель английского языка

МБОУ «Таттинский лицей имени А.Е. Мординова»

 В языковом образовании от учащегося требуется коммуникативная компетенция, умение общаться на иностранном языке на более качественном уровне. При этом он должен уметь самостоятельно искать информацию, анализировать ее и применять в решении конкретной жизненной ситуации.

В связи с этим особенно актуальным становится поиск методов и технологий обучения, активизирующих усвоение иностранного языка и отвечающих требованиям российских образовательных стандартов ФГОС. 

        Большинство учащихся, владея набором определенных лексических единиц, не умеют строить высказывания. Это  проблема языкового барьера, психологической скованности, боязни что-то сказать не так. В этих условиях актуальным является сопровождение учебной деятельности педагогически корректными и уместными опорами в течении процесса усвоения и закрепления знаний.

        В области образования термин «строительные леса» относится к процессу, в котором учителя моделируют или демонстрируют способы решения проблемы, а затем отступают, предлагая поддержку по мере необходимости. Психолог и преподаватель Джером Брунер впервые применил термин «строительные леса» в этом контексте еще в 1960-х годах. Теория состоит в том, что, когда учащимся оказывается поддержка, в которой они нуждаются, изучая что-то новое, у них больше шансов использовать эти знания самостоятельно. Брунер рекомендует позитивное взаимодействие и три способа представления во время обучения: действия, образы и язык. [4]

Технология scaffolding,  представляет собой систему вербальных, визуальных и операционных приёмов обучения, способствующих усвоению предметной информации на иностранном языке, развитию коммуникативных и мыслительных навыков, а также обеспечивающих активную роль обучающихся в процессе обучения.

В методике обучения иностранному языку к вербальным опорам принято относить ключевые слова, опорные диалоги, схемы для построения речевого высказывания, структурные опоры, план с логической структурой сообщения, подстановочные таблицы, лексические таблицы, разговорные цепочки, алгоритмы, речевые образцы, синквейны, мнемонику, кроссворды, шарады, фреймы для обучения письменной речи (writing frames) и т.д.

К визуальным опорам относятся схемы, графики, чертежи, кластеры, диаграммы, картины/рисунки, фотографии и т.д. Их использование делает процесс обучения наглядным, что даёт преимущество в обучении, т.к. зрительная информация легко усваивается. Третья группа (операционных) приёмов поддержки относятся к организации преподавателем аудиторной работы и управлению процессом обучения, которое должно способствовать максимальной активности учеников на основе сотрудничества. По своему характеру приёмы, входящие в эту группу, представляют собой микро-методы активного обучения (в том числе игровые). [5]

         Основные положения теории scaffolding, широко известной за рубежом, легли в основу зарубежной методологии обучения и их можно интерпретировать следующим образом:

— обучение предшествует развитию;

— язык – это основной инструмент передачи мысли;

— в обучении необходим посредник (кто-то более знающий);

— в основе обучения и развития лежит социальное взаимодействие;

— обучение –это процесс интернализации, во время которой навыки и знания трансформируются из социального в когнитивный план;

— обучение происходит в зоне ближайшего развития [2].

        Согласно Дж. Брунеру, обучающие опоры устанавливаются в “зоне ближайшего развития” обучающегося (Л.С. Выготский), которая представляет собой область, находящуюся между тем, что обучающийся может сделать самостоятельно, и тем, для чего ему нужна помощь компетентного лица [2].

Это означает, что задачи, которые ставятся перед обучающимися, должны быть для них выполнимыми (сначала с помощью преподавателя, затем самостоятельно). Scaffolding также предполагает изучение новой информации на основе уже имеющихся у обучающегося знаний и навыков, опору на жизненный опыт ученика; деление информации на небольшие блоки с целью облегчения их восприятия; а также оказание помощи более знающими обучающимися менее знающим. При этом меняется роль учителя, в рамках этой технологии учитель становится менеджером учебной деятельности, он подстраивает  учебный процесс под потребности каждого обучающегося. Учитель выступает в роли игромастера, тьютора, модератора, координатора образовательной платформы и т.п.

Scaffolding стратегии:

  • Демонстрация конечной модели и устный комментарий действий;
  • Опора на прошлый жизненный опыт учащихся;
  • Предоставление времени для обдумывания;
  • Предварительное обучение необходимым лексическим единицам в контексте ситуаций, знакомых или интересных учащимся;
  • Использование наглядных средств (графиков, диаграмм, картинок, фотографий, видеосцен и т.д.)
  • Применение формулы: новая информация – пауза для обдумывания- стратегический вопрос открытого типа, подталкивающий к обсуждению – пауза

Многие элементы данной технологии, ее приемы успешно применяются в российской практике обучения иностранному языку. 

Во-первых, scaffolding включает в себя игровую технологию:  игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.

Во-вторых, перекликается с активными методами обучения, такими как метод проектов: деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

В – третьих данная технология перекликается с технологией развития критического мышления: методы, которые используются при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений и требуют навыков, которые обоснованны и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи.

Все это дает основания полагать, что технология scaffolding может быть успешно адаптирована к условиям преподавания иностранного языка в школе.

Мы предлагаем следующие этапы реализации Scaffolding на уроке:

Этапы Содержание
Побудительно-мотивационный Обращение к прошлому опыту. Показ видеоролика. Мотивировать ученика к самосовершенствованию. Формирование мотива к совместной деятельности. Планирование индивидуальной и групповой деятельности. Постановка игровой ситуации
Этап возникновения замысла   В самом начале учитель создает игровую ситуацию таким образом чтобы сами ученики распределили роли в группе и планировали работу группы, которая состоит из нескольких заданий с различными опорами.
Этап реализации   Выполняют различные задания с визуальными, вербальными и операционными опорами.
Этап сопоставления результатов Защита работы по группам. Показ сценок. Выступления рецензентов. Создание ситуации успеха. Рефлексия.

Также на уроке необходима дорожная карта учащегося – учебная опора, по которой он осознанно, пошагово продвигается на каждом этапе урока для достижения поставленной цели.

Знания учеников в школе проверяет ГИА, данная технология поможет к ней подготовиться, особенно важно это в свете введения обязательного экзамена по английскому языку.

Аудирование:  Снятие трудностей и распознавание опор, ключевых слов, выполнение упражнений, направленных на совершенствование деятельности памяти, внутренней речи, речевых механизмов осмысления, прогнозирования.

 Чтение: Составление алгоритма работы с текстом для выборочного извлечения информации, с пониманием основного содержания, с полным пониманием текста.

 Письмо и грамматика: Необходим план письменного высказывания для раскрытия и закрепления программы, речевых действий, опорной лексики. Примеры использования грамматических структур, «семьи» слов по словообразованию (графическое отображение семантических связей).

Говорение: Образцы диалогов и монологов; стандартные реплики для вступления в общение (инициативные реплики)     поддержки общения (реактивные реплики)     завершения общения; учебно – речевые ситуации и план использования в них разнообразных функционально-коммуникативных типов высказываний.

Методические приемы технологии scaffolding  отражены в нижеследующей таблице:

Визуальные Вербальные Операционные
Графики (Graphic organizers): блок-схема (flow chart); кластерная схема (spider map); диаграмма (diagram); интеллект-карта (mind-map/concept map); древовидная карта (tree map); схема “Знаю-хочу знать-узнал” (KWL chart); схема установления причинно-следственных связей (fishbone map); схема (chart); тематические иллюстрации(vivid visuals); “словарное поле” (word wall) Подстановочные лексические таблицы (word substitution tables); речевые образцы (speaking frames); толстые и тонкие вопросы (“skinny and fat questions”); использование родственных слов (cognates); ключевые слова (key words); “угадай слово” (guess the word); рамочные конструкции для построения высказывания (Key sentence frame); перефразирование (Paraphrasing); “путаница” (jumble); выбор подзаголовков (subheadings); паззлы (jigsaw); “игры памяти” (мemory games); “заполни пробел” (Mind the gap); планы для выполнения письменных заданий (Writing prompts); “Угадай тему” (Guessing the lesson);  “Думай вслух” (“Think-aloud”); “Четыре угла” (four corners); “Поделись идеей” (Think-Pair-Share); “Cамый быстрый, самый лучший” (“quickest, most, best”);  “Искусство убеждения” (Scored discussion); стикеры (stickers); постеры (posters); инструкции (instructions); колонка советов (advice column); коллективные проекты (joint projects)

В таблицу не были включены приёмы, основанные на использовании технических средств обучения и ресурсов интернета (он-лайн игры, блоги, подкасты,  видео, мультимедиа и др.).

      На основе данной технологии можно условно выделить четыре опоры успеха современного ученика: знание как добиться своих целей, мотивация, самооценка и автономия. При этом все они взаимосвязаны. Так, знание как повысить свой энтузиазм ведет к повышению мотивации, что в свою очередь позволяет искать лучшие пути изучения. Знание, как учиться внеаудиторно ведет к повышению автономии (самостоятельности) и поиску лучших внеаудиторных занятий. Понимание как достичь своих учебных целей повышает самооценку, ученик становится самостоятельнее, автономнее. Таким образом, самостоятельный ученик знает, как лучше учиться аудиторно и внеаудиторно для достижения своих учебных целей, он уверен в себе и мотивирован.

Мы считаем, что при условии соблюдения триединства системы вербальных, визуальных и операционных приёмов обучения в рамках технологии  scaffolding, процесс обучения иностранному языку в школе приведёт к эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции современного ученика.

Список литературы

1. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.

2. Vygotsky L.S. (1978). Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes. London. England. Pp. 91.

          3. Жаркова Т.И., Сороковых Г.В. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку. М. “Флинта”, издательство “Наука”, 2014.

4. Bruner J. S. (1975). The ontogenesis of speech acts. Journal of Child Language, 2, 1-10.

5.  Иноземцева К.М. Scaffolding in the ESP tertiary context /Сборник трудов международной конференции E-merging forum, М.: АПК и ППРО, 2014. Доступно на www.apkpro.ru.

Интернет-ресурсы:

  1. https://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Source2013_Conf/Thurmann_Conf13_RoleLangSchoolSubj_EN.docx
  2. http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/09/stupina.pdf
  3.  Walqui A. (2006) Scaffolding instruction for English Language Learners: A conceptual framework.  Available at http://www.educacion.gob.es/exterior/

centros/losangeles/es/series/201003-Scaffolding-Walqui.pdf.

SCAFFOLDING: действия, образы, язык

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *