Выполнила:

Винокурова А.Д.,

учитель английского языка

I. Пояснительная записка

В это стремительно развивающееся и меняющееся время, ко­гда наша страна перешла на рыночные отношения, по­следовал подъем деловой активности и установление контактов с зарубежными партнерами, появилась проблема грамотной де­ловой коммуникации на английском языке, которая коснулась представителей деловых кругов, лиц, отправляющихся в зару­бежные командировки, специалистов, ищущих работу в зару­бежных компаниях. Поэтому, знание основ обмена деловой ин­формацией и владение навыками деловых отношений становят­ся востребованными на современном этапе.

  В концепции модернизации Российского образования ста­вится задача создания системы специальной подготовки в стар­ших классах общеобразовательных школ, ориентированной на индивидуализацию и социализацию учащихся.

  В современном обществе актуальным становится компетентностный подход. Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции, а также готовность к самообразованию и развитию на протяжении всей жизни сегодня признаны необходимым условием для успешной реализации личностного потенциала в профес­сиональной деятельности.

  Данный курс рекомендован будущим специалистам, чья деятельность будет связана с деловой сферой.

  Программа курса расширяет и углубляет знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся.

   Этот курс построен на равноценном обучении уст­ным и письменным формам общения и таким образом реализует потребность в межличностной, межкультурной, межнациональ­ной коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим языком как средством общения.

  Практическая часть курса позволит развивать коммуникативную и  социокультурную компетенцию обучающихся, обогатить речевой запас дополнительной лексикой, совершенствовать умения и навыки  необходимые  для успешного взаимодействия с деловыми партнерами, а  также  сформировать  умения  и навыки работы  с деловыми документами.

  Предлагаемый курс представлен как курс практико-ориентированной деятельности и предназначен для профильной подготовки учащих­ся экономического направления. Курс рассчитан на 34 часа обучения в 9-м классе  по 1 часу в неделю.

Актуальность данной программы обусловлена концепцией модернизации российского образования, предусматривающей создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся.

Тематика и содержание данного элективного курса имеют социальную и личностную значимость с точки зрения, как индивидуального развития, так и подготовки конкурентоспособных кадров и расширяют возможности социализации и адаптации учащихся.

В основу данного курса делового английского языка положен учебно-методический комплект из серии “Career Paths” “Business English” издательства Экспресс Паблишинг, разработанный авторами John Taylor,Jeff Zeter, 2011.

Новизна данного курса заключается в том, что само учебное пособие комбинирует несколько подходов, которые помогают учителю вести курс делового английского для разноуровневых групп и содействовать учащимся в достижении соответствующих языковых знаний, навыков и умений. Материал учебника  представлен 3-мя разделами, в каждом из которых по 15 уроков. Тематика уроков распределена от простых базовых принципов организации работы в офисе до более сложных финансовых и маркетинговых проблем. В учебнике представлены аутентичные разноуровневые тексты и упражнения на бизнес-тематику, что позволяет задействовать учащихся с различным уровнем знаний. Наличие open-ended activities (открытые задания без вариантов ответов) позволяет учащимся отвечать в соответствии с их собственным уровнем знаний.                                                                   В программу обучения  включено освоение грамматики английского языка, специальной лексики делового английского языка, совершенствование навыков аудирования, чтения, делового письма. Простые грамматические структуры и письменные задания, представленные в первых разделах, сменяются более сложными и комплексными в последующих.

Тексты и статьи, взятые из деловых печатных и интернет-изданий, соответствуют современным реалиям и помогают расширить лексический запас. Послетекстовые задания в каждом разделе представлены упражнениями на закрепление и употребление предложенного материала в новых условиях.

Значительная часть работы над лексикой ориентирована на общеупотребительную терминологию делового общения. Знание делового английского расширит границы доступной информации: с ним у учащихся  появится гораздо больше источников знаний, включая чтение иностранной прессы и неформальное общение. В программу обучения включены многочисленные диалоги, которые позволяют развивать разговорные навыки.

Цели курса

— усвоение основ общеэкономических знаний, необходимых каждому гражданину общества с рыночной эко­номикой;

 — формирование практических умений и навыков, необходи­мых для успешных взаимоотношений с деловыми партнерами в будущей профессиональной деятельности;

 — совершенствование  иноязычной  компетенции в единстве всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной.

Задачи курса

 — обучить основам делового общения в устных и письменных формах;

 — создать банк информации деловой лексики и деловых писем;

 — научить пользоваться электронной почтой и отправлять электронное сообщение.

Содержание курса

  Программа не дублирует содержание государственных стан­дартов по иностранным языкам, содержит новые знания, пред­ставляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся.

  Данный курс  включает тексты и диалоги, снабженные лингвокоммерческими,  общеобразовательными и грамматическими комментариями с всесторонней информацией об англоязычных странах, а также  образцы деловой корреспонденции.

   Материал курса позволит учащимся создать свой банк деловой лексики и деловой корреспонденции, впоследствии модерни­зировать его и адаптировать к реальным условиям. Предметные задачи состоят в совершенствовании умений учащихся во всех видах речевой деятельности и аспектах языка, а именно:

  1. В области письма – обучить школьников формам делового письма. Блок упражнений построен на написании рассуждений по разным аспектам деловой тематики, изложений бизнес-статей, составлении и анализе деловых писем, разного рода рекламных объявлений и т.д. для того, чтобы в итоговом проекте предложить план продвижения того или иного товара.
  2. В области чтения – развить у учащихся навыки «эффективного» чтения. Для этого в предлагаемом учебном пособии предусмотрены следующие упражнения в рамках развития технологий ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового чтения:
  3. на развитие беглости чтения для быстрого ознакомления с текстом;
  4. на умение моментально опознавать смысл текста по ключевым словам (включает в себя игнорирование незнакомых слов, понимание их смысла из контекста);
  5. на узнавание словарных эквивалентов.
  6. В области аудирования и устной речи – научить воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух. Данная задача реализуется с учетом введения аудирования в данном курсе как одного из основных видов речевой деятельности. Учащимся предоставляются разнообразные аутентичные аудиотексты с различными технологиями прослушивания как цель и средство обучения на определенном этапе. На послетекстовом этапе аудирования (после прослушивания) учащиеся выполняют  упражнения по восстановлению диалога, после чего проходит закрепление прослушанного в форме составления диалогов.
  7. В области лексики –  расширить активный и пассивный словарный запас. Для решения данной задачи учебниками предусмотрена работа обучающихся с упражнениями по использованию предложенной лексики .
  8. В области фонетики –  развить у учащихся фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи на слух посредством прослушивания аутентичных аудиотекстов бизнес-тематики.
  9. В области грамматики – познакомить учащихся с наиболее часто употребительными в ситуациях делового общения грамматическими явлениями и структурами. Развитие лингвистической компетенции происходит опосредовано в рамках грамматических явлений и структур английского языка, употребляемых в контексте ситуаций делового общения.
  10. В области проектной деятельности данная программа предполагает работу в сотрудничестве как один из наиболее оптимальных приемов обучения. Исходя из этого, учащимся предстоит как научиться планировать свою индивидуальную работу, так и прогнозировать работу всей группы, ставить и выполнять задачи проекта, используя все виды речевой деятельности.

Метапредметные задачи:

  1. Развить у учащихся навыки логического изложения мысли.
  2. Развить у учащихся критическое мышление.
  3. Развить у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
  4. Развить у учащихся навыки исследовательской работы при написании школьниками статей и писем, выполнении проектных работ.
  5. Развить у учащихся навык самооценки выполненной работы.
  6. Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
  7. Развить у учащихся фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи в реальных ситуациях делового общения.
  8. Научить планировать свою деятельность, проектировать и прогнозировать.

Личностные  задачи:

  1. Сформировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
  2. Воспитать у учащихся готовность и способность к саморазвитию.
  3. Сформировать у учащихся мотивацию к изучению английского языка с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации на профессиональном фронте.
  4. Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащегося.
  5. Объяснить учащимся значимость коллективной работы, т.е. научить их быть ответственной единицей общего дела.
  6. Научить принимать критику и противоположную точку зрения.

Основные методы и приемы работы по курсу

       Процесс обучения данному курсу предполагает использование различных приемов и форм организации речевой деятельности:

— знакомство с новой лексикой;

— выполнение тренировочных упражнений;

— аудирование и обсуждение прослушанного;

— чтение и обсуждение прочитанного;

— комментирование понятий;

— перевод деловой документации;

— написание личных и деловых писем;

— драматизацию деловых ситуаций;

— работу с электронной почтой.

Требования к уровню усвоения курса

      К концу изучения курса учащиеся должны знать:

— специфические особенности содержания и оформления де­ловой корреспонденции;

—  основные принципы этикета ведения делового общения;

—   стиль и язык деловых разговоров;

должны уметь:

— написать различные виды деловой корреспонденции;

— оформлять электронные сообщения;

— читать и переводить различные деловые документы;

— вести разговоры согласно ситуации делового общения.

Критерии оценки работы

При оценке устной  и письменной речи необходимо учитывать критерии, соответствующие:

—    международному стандарту;

—   требуемому стилю;

—   требуемому варианту английского языка;

—   теме и целям изучаемого материала.

Учебно-тематический план

№ п./п. Содержание цикла Всего  часов Тема Форма контроля
1. Цели и задачи курса «Деловой английский»   1 Цели и задачи курса «Деловой английский»    
2. Приветствие. 1 Приветствие.
Традиции приветствия.
Диалог.
Написать записку-инструкцию.
3. Знакомство. 1 Правила этикета. Диалог.
4. Беседа. 1 Темы для бесед. Диалог.
Письмо по электронной
почте.
5. Завершение диалога. 1 Варианты завершения  беседы в  вежливой форме. Диалог.
6. Важность чисел. 1 Правила использования порядковых числительных.
Ориентиры в указании направления.
Письмо.
7. Цифры бизнеса. 1 Оценивание  результатов бизнеса. Диалог.
8. Расписание. 1 Правильная организация рабочего времени. Диалог.
9. Время. 1 Использование фраз по указанию времени. Составление
плана дня.
10. Отдых. 1 Заполнение анкеты по предоставлению отпуска. Диалог.
11. Цены. 1 Формирование цены товара. Диалог.
12. Заработок и доплаты. 1 Формирование зарплаты и доплат. Диалог.
13. Совместимость с работой. 1 Способы выбора работы. Заполнение теста
 на психологическую совместимость с работой.
15. Виды работы. 1 Особенности полной и частичной занятости. Письмо.
16. Как добираться до работы? 1 Способы добраться до работы. Диалог.
17. Навыки и образование. 1 Условия устройства на работу. Диалог.
18.. Описание продукции. 1 Выпуск новой продукции. Написать пресс-релиз.
19. Продажа товаров. 1 Новые формы продажи товаров. Написать описание популярного товара.
20. Возврат или обмен товара. 1 Условия возврата или обмена товара. Диалог.
21. Разговор по телефону. 1 Этикет телефонных разговоров. Диалог.
22. Письма по электронной почте. 1 Особенность писем по э-почте. Написать письмо сотруднику.
23. Деловое письмо. 1 Требования к оформлению делового письма. Написать деловое письмо клиенту.
25. Факс. 1 Правила пользования факсом. Диалог.
26. Совещания. 1 Условия успешных совещаний. Диалог.
27-30 Организация проектной деятельности. 4 Выбор тем проектов.
Изучение литературы.
Планирование  проектов.
 
31-32 Подготовка проектов. 2 Анализ изученного материала.
Подготовка презентаций..
 
33-34 Защита проектов. 2 Представление результатов проектной работы. Защита проектов.
  Всего 34 урока    

Темы проектов на выбор:

1.Особенности делового письма.

2.Принципы ведения совещаний.
3. Лидерство.

4. Ежедневное общение в офисе.

5. Реклама.
6.Деловая этика.

Литература для педагога:

  1. John Taylor, Jeff Zeter . Business English. – Express Publishing, 2011.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2010.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Конобеев А.В. Создание программ к элективным курсам по английскому языку – принципы и практика. АЯШ 2/18.
  6. Андрюшкин А.П. Business English. Деловой английский язык. СПб.: Норинт, 2000.
  7. Кумарова М.Г. Новый бизнес-английский (Курс деловой лексики английского языка) – М.: Акалис, 1997.
  8. Yeliseyeva A.G., Yershova I.A. English Words and How to Use Them. – M.: Higher School Publishing House, 1996.

Список литературы для ученика:

  1. John Taylor, Jeff Zetter “Business English”. — Экспресс Паблишинг, 2011.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для 9 классов «Деловой английский» Количество часов: 34 (1 раз в неделю)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *