Учитель математики Постникова М.С. 

Пояснительная записка

Программа курса “Теория и практика решения текстовых задач” предназначена для учащихся 7-9 классов, рассчитана на 34 часа, но по усмотрению учителя в 7-х классах данный курс можно провести на 68 часов.Данный курс составлен в соответствии с федеральным и национально-региональным компонентами государственного стандарта средней ступени.

Курс связан как с математикой, так и с химией, физикой. Поэтому изучение курса поможет учащимся получить представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, а также овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин.

Математика практически единственный учебный предмет, в котором задачи используются и как цель, и как средство обучения, а иногда и как предмет изучения. Ограниченность учителя временными рамками урока и временем изучения темы, нацеленность учителя и учащихся на достижение ближайших целей (успешно написать самостоятельную или контрольную работу, сдать зачет) — все это никак не способствует решению на уроке задач творческого характера, нестандартных задач, задач повышенного уровня сложности, задач, при решении которых необходимы знания разделов математики, выходящих за пределы школьного курса. Предлагаемая программа курса предполагает решение большого количества задач, многие из которых понадобятся как при подготовке кразличного рода экзаменам и при учебе в высшей школе. Курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике.

Цель курса: восполнить недостаток программы по математике за курс средней школы, ознакомить учащихся с геометрическим методом решения задач, выработать у них умения и навыки решать задачи алгебраическим методом.

Задачи курса:

  • Пополнить теоретические знания учащихся о текстовой задаче;
  • Совершенствовать у обучающихся умения и навыки решать задачи, используя алгебраический метод;
  • Сформировать навыки решения задач, используя геометрический метод;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей в курсе изучения физики, химии;
  • Подготовка к государственным экзаменам.

Программа курса предусматривает дальнейшее формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Исходя из этого, программа курса предусматривает формирование следующих умений и навыков:

  • Выполнять анализ текстовых задач;
  • Уметь находить и применять различные способы решения задач;
  • Уметь пользоваться справочной литературой.

Учебно-тематический план курса «Теория и практика решения текстовых задач»

Раздел/ тема занятия Кол-во часов Форма проведения Образовательный продукт
лекция практикум
1 Текстовая задача и процесс ее решения 2 2   Конспект
2 Алгебраический метод: 19 1 18 Зачетная работа по решению задач
2.1 Задачи на движение 3   3
2.2 Задачи на работу 3   3
2.3 Задачи на концентрацию и процентное содержание 3   3
2.4 Задачи на проценты 3   3
2.5 Задачи на пропорциональное деление 2   2
2.6 Задачи с целочисленными неизвестными 2   2
3 Некоторые специальные виды задач 6 1 5  
3.1 Задачи с альтернативным условием 1   2  
3.2 Задачи, математические модели которых содержат неравенства 2   2  
3.3 Задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы 1   1  
4 Геометрический метод 4 1 3  
5 Логические и практические методы 2   2  
  ОБОБЩЕНИЕ 1 1   Презентация
  Итого 34 6 28  

Требования к уровню подготовки учащихся.

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
  • освоить основные приемы решения задач;
  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: самостоятельная работа, практикумы, тестирование.

Основные формы итогового контроля:

Возможные критерии оценивания:

1 балл (базовый уровень)

Учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.

2 балла (прикладной уровень)

Учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может написать реферат на заданную тему.

3 балла (творческий уровень)

Учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может разработать проект, выполнить творческое задание, публично презентовать свою работу.

Показателем эффективности следует считать повышающийся интерес к математике, творческую активность и результативность учащихся

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Алгебра. Дидактические  материалы . 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных  организаций / М.К. Потапов, А.В. Шевкин. —  М.: Просвещение, 2015. – 96 с.
  2. Теоремы и задачи школьной геометрии. Базовый и профильный уровни  /  Р. К. Гордин ; чертежи М.Ю. Панова и др. – М. : МЦНМО, 2015. – 96 с.
  3. Алгебра. 7-8 классы. Тематический тренажер. Входная диагностика, итоговая работа: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на Дону :  Легион, 2014.
  4. Математика. 2200 задач по геометрии для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.

Интернет-ресурсы: 

1. Министерство образование РФ: http//www.ed.ru/http//www.edu.ru

2. Тестирование online: 5-11 классы: http//www.kokch.kts.ru/cdo

3. Досье школьного учителя математики: http//www.mathvaz.ru

4. Новые технологии в образование: http//www.edu.secna.ru

5. Сайты «Энциклопедий»: http//www.rubricon.ruhttp//www.encyclopedia.ru

6. Сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http//www.bztest.ru

Программа спецкурса «Теория и практика решения текстовых задач»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *