Колодезникова Лена Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Таттинский лицей им. А.Е.Мординова»

В настоящее время сдача Государственной итоговой аттестации – это основная цель каждого образовательного учреждения, каждого учителя, каждого учащегося. ГИА по русскому языку в 9 и 11 классах охватывает все разделы языкознания: «Фонетика», «Орфоэпия», «Лексика», «Фразеология», «Морфемика», «Морфология», «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи», «Развитие речи». И перед учителем стоит такая цель: в старших классах необходимо систематизировать повторение всех вышеперечисленных разделов, выстроить систему уроков.

Как правило, уровень обученности учеников в классе бывает разный. Обязательно будет группа слабоуспевающих. На уроках учитель обычно нацеливается на успевающую аудиторию, слабоуспевающие «остаются за бортом». В таком случае необходима индивидуальная, групповая работа с «оставшимися за бортом». Слабоуспевающими принято считать учащихся, у которых низкий уровень обученности, в результате чего слабые умственные способности, слабые учебные умения и навыки, слабая память.

При подготовке к ГИА учащимся необходимо повторить огромное количество теоретического материала, запоминание которого требует высокого уровня обученности. По заданию 13 Единого государственного экзамена тоже много теоретического материала, заучивание которого за короткий срок невозможно. В таком случае при подготовке по этому заданию на руку учителю зрительная память.

Память – это одна из форм психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов. Способы хранения информации в человеческой памяти во многом определяется функциями, операциями и процедурами, которые происходят на подсознательном уровне. Одна и та же информация может запоминаться по-разному, храниться в разных видах. Среди видов памяти различают зрительную, которая связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек может зрительно представить, он, как правило, легче запоминает и использует на практике.

При подготовке по заданию 13 «Слитное, раздельное, дефисное написание различных частей речи» необходимо по возможности сжать теоретический материал, «отсеять» всю второстепенную информацию. Лучше всего составить такие таблицы:

Для повторения теоретического материала, предлагаю составить таблицы, в которых конкретно, кратко будут даны правила. Правило, оформленное в виде таблицы, запоминается быстрее. 

Таблица №1

Слитно, если: Раздельно, если
Вследствие урагана погибло два человека. = из-за 1. Являются членами предложения  В  следствии по делу выяснились новые обстоятельства. В ЧЁМ?
Существительное с предлогом
ЗАТО = НО Комната небольшая, ЗАТО уютная          (= комната небольшая, но уютная). 2. Можно задать вопрос Берись ЗА ТО, с чем справишься. ЗА ЧТО?
 (= берись за такое дело, с которым справишься).
ЧТОБЫ знать, надо учить (= для того чтобы знать, надо учить). 3. Падает логическое ударение ЧТО бы такое съесть?  (Съесть ЧТО?)

Выбирайте такие слова, которые наиболее часто встречаются в тренировочных тестах. Необходимо выделять все такие слова, чтобы они с первого взгляда бросались в глаза.

Таблица №2

Пишутся всегда РАЗДЕЛЬНО:
В отличие ОТ В течение
В виде По причине
За счет В целях
В силу Иметь в виду
В меру, по мере Что бы НИ
В заключение Точно так же, КАК
То же, ЧТО Все то ЖЕ
То же САМОЕ В то же ВРЕМЯ
За то, ЧТО Одно и то ЖЕ

Таблица №3

Пишутся всегда СЛИТНО:
Вследствие Накануне
Вслед ЗА Натощак
Наряду С Вдобавок
Невзирая НА Вдребезги
Несмотря НА Вдогонку
Наперекор Начеку
Навстречу Вроде
Вместо Зачастую
Ввиду Насчет (=о)

Следует подготовить презентацию, которая наглядно даст ученику весь необходимый теоретический материал. Такие таблицы помогут слабоуспевающим учащимся эффективнее запомнить теоретический материал, ведь большой объем материала запомнить бывает очень сложно. Дальнейшим шагом будет отработка практического материала по заданию. Сначала учителю необходимо вместе с учащимися выполнить 10-15 заданий устно, затем такое же количество заданий учащиеся выполняют самостоятельно. Задания необходимо усложнять.

Обязательный государственный экзамен по русскому языку в 9 классе имеет такую форму: письменная работа в виде сжатого изложения, тестовые задания и сочинение. По опыту могу сказать, что из данных для выбора 3 вариантов (15.1, 15.2, 15.3) сочинения, учащиеся, как правило, выбирают сочинение 15.3. Письменная работа вызывает трудности даже у успевающих. А у некоторых слабоуспевающих она, мягко говоря, вызывает шок. Человеку, для которого русский язык является неродным, написание логически и грамматически правильно оформленного текста вызывает особое затруднение. Для того, чтобы учащийся научился правильно писать сочинение, предлагаю составлять  таблицу-шпаргалку, которая тоже активизирует зрительную память ребенка.

Таблица №4

Сочинение 15.3
Критерии Клише Свой вариант
Вступление Дается тезис ко всему сочинению. Дать определение. Например, что такое счастье?   Значение слова … я понимаю так… Счастье – это радость, спокойствие … Счастье – это когда тебе и твоим родным хорошо… Счастье – это полное удовлетворение жизнью. (Синонимический ряд, описание, ассоциации)  
Комментарий определения Своя оценка, свое мнение, своя позиция. Я думаю, что счастливым должен быть каждый человек на этой земле. По-моему, каждый человек счастлив по-своему…  
Основная часть Аргумент из данного текста     Аргумент из жизни Своими словами, не пересказывая текст, передать авторскую мысль, которая подтверждает тезис. Привести примеры из текста. Так герой текста… Личный опыт, из истории, из литературы, СМИ. Примеры проявления … можно увидеть не только в литературе, но и в жизни. Примеры проявления … можно увидеть и в произведениях других писателей. Так, герой книги … И в жизни встречаются примеры проявления …  
Вывод   Обобщить вышеизложенное. Таким образом, … в жизни человека играет важную роль, ведь если каждый из нас будет …, то и мир вокруг нас изменится в лучшую сторону.  

 При помощи такой таблицы-шпаргалки слабоуспевающим учащимся будет комфортно работать. Клише помогают учащимся, при смысловом переходе к другому абзацу. Учащийся, используя клише, запоминает речевые обороты, что позволяет ему правильно оформить сочинение при самостоятельной работе. На консультациях дайте возможность несколько раз поработать на такой таблице-шпаргалке, всячески необходимо помогать с речевым оформлением текста. Затем ребенок уже без проблем самостоятельно научится писать сочинение, потому что он зрительно запоминает необходимое логическое построение и оформление.

Работа со слабоуспевающими всегда требует неимоверного труда, самоотдачи и терпения от учителя. Для таких детей необходимо находить наиболее подходящие методы, приемы, которые способствуют успешной сдаче ГИА.

Методы и приемы работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ГИА по русскому языку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *